gototopgototop

Главное меню

Анонс

Главная Описание AV-усилитель Denon AVC-A1SE

AV-усилитель Denon AVC-A1SE

Соратник Джорджа Лукаса по проекту THX и автор обозначения "5.1" - Томлинсон Хольман, в свое время заявил, мол, в домашнем театре и двенадцать каналов - не предел. Что ж, если решать проблему в лоб, получается, что 5.1-, 6.1- и 7.1-форматы цифрового звука суть этапы большого пути, конца которому не видно... Но философия развития, как, впрочем, и весь житейский опыт, подсказывает: экстенсивное наращивание (например, количества каналов) еще не гарантирует революционный скачок качества. А есть ли иная возможность повышения эффективности многоканальных систем? Как распорядиться мультиканальной режиссурой звуковых дорожек кинофильмов на DVD-Video и концертных записей музыки, которые издаются на DVD-Audio и SACD? Театр и музыка от Denon реально меняют представление о возможностях AV-усилителей. За деньги High End-класса.

 

AV-усилитель Denon AVC-A1SE для домашнего кинотеатра.

 

Кто возьмется утверждать, что ему всегда хватало, хватает и будет хватать звуковых каналов домашнего кинотеатра? Имея одинаковую с домашним кинотеатром информационную основу, окружающий звук в настоящем кинозале формируется десятками громкоговорителей, которые распределены в экранной плоскости, на левой, правой и тыловой стенах зала. За прошедшее двадцатилетие перенос кинозвука в квартиру ознаменовался четырехкратным ростом количества каналов: от стерео (2.0) до восьмиканальных систем (7.1).

 AV-усилитель Denon AVC-A1SE

В 99% случаев неукоснительно соблюдалось правило: числу информационных каналов приравнивалось количество необходимых громкоговорителей. С появлением AV-усилителя Denon AVC-A1SE строгое равенство следовало бы поменять на знак "больше или равно". Вообще, как оказалось, этот аппарат в состоянии поколебать немало устоев и аксиом. "При перемене мест слагаемых сумма не меняется" - правило, которое уж точно теряет силу, как только начинаешь разбираться с флагманской моделью AV-усилителя Denon AVC-A1SE (S4300).

Во-первых, индекс SE в наименовании - это не то же самое, что ES. Специальный выпуск (Special Edition) разработан под реализацию новейших аудиоформатов с пометкой Extended Surround (расширенное окружающее звучание - это схема 6.1). Во-вторых, AV-усилитель, сертифицированный Lucasfilmом по высшему разряду (THX Ultra), не только декодирует 6.1-треки, выделяя центральный тыловой канал Surround Back, не только распаривает его с помощью адаптивного декоррелятора (SBLeft/SBRight - основа "7.1"), но и, пожалуй, впервые в практике построения AV-систем дифференцирует подходы к воспроизведению музыки и кино. Наконец, в-третьих, супермашина с семью встроенными усилителями мощности позволяет реально оборудовать домашний киноконцертный зал по своеобразной схеме - с подключением трех пар (!) громкоговорителей окружающего звучания. Ну, прямо "9.1" какой-то... Впрочем, суть двух последних пунктов не столь очевидна. Поскольку неподъемную "единичку" мы измерили и послушали, предлагаем собственные комментарии к AV-идеологии Denon.

Почему разработчики выдвигают разные требования к воспроизведению мультиканальных кинотреков и музыкальных записей? Заметим, реальное качество звучания (если под ним понимать традиционное Hi-Fi-воспроизведение с максимально возможными частотным и динамическим диапазонами) зависит от всей цепочки, составляющей аудиотракт. Исходным фактором, значение которого, впрочем, не стоит преувеличивать, является компрессирование аудиоданных, использующееся при кодировании треков в Dolby Digital/DTS/MPEG.

AV-усилитель Denon AVC-A1SE сзади

Сжатие требуется для того, чтобы звуковая дорожка умещалась вместе с видеоинформацией на цифровых носителях (LD и DVD) или могла быть передана, например, по спутниковым каналам с разумным "битрейтом". Как отмечалось, развитие кинозвука идет по пути увеличения количества каналов (то есть информации), которые требуется поместить по сути в ограниченный объем. Для кино это вполне оправданно, поскольку здесь гораздо важнее создать "живые" (в смысле - перемещающиеся) звуковые образы, чем передать "атмосферу живого концерта". Для решения этой задачи не обойтись полумерами типа фантомных "центров" или эмулированных "тыловиков". Нужны физические каналы, раздельные излучатели.

Аудиофилы, которые и без видеоряда с закрытыми глазами легко представляют себе Ла-Скала или Большой зал Московской консерватории, свысока относятся к многоканальному кинозвуку. Но они скорее всего примут "5.1/7.1", если звукорежиссеры придумают, как наилучшим образом записывать такие программы, а дискретная мультиканальносгь откажется от сжатия информации (хотя бы так, как это сделал Meridian в алгоритме безошибочной архивации аудиоданных - MLP)...

Того гляди, на DVD-Audio и SACD все чаще будет печататься музыка топ-качества, причем как в стерео, так и в 5.1 -вариантах. Что будем делать? В наших головах (и домах - соответственно) до последнего времени царил немыслимый произвол по отношению к колонкам тыловых каналов. Двухканальной стереофонии такая ситуация не приснится и в страшном сне: там - все ясно. А как найти лучшее, оптимальное или хотя бы - приличное место для двух, трех, четырех, шести (!!!) тыловиков. А музыка? Неужто инсталляция, выполненная для кино, будет так же идеальна для музыки?

 AV-усилитель Denon AVC-A1SE без крышки

Сказанное - отнюдь не общие рассуждения. Все это имеет прямое отношение к AV-усилителю Denon AVC-A1SE. Выходя на сцену (весь - в черном или в "золотом"), AV-усилитель реализует двойное (читай - киноконцертное) применение. Профессиональное оборудование Denon используется в том числе и в студийной работе, поэтому разработчики, зная тонкости звукозаписи многоканальных треков, предложили оригинальную схему оформления комнаты прослушивания акустическими системами.

Мы попробовали следовать их рекомендациям. Во-первых, для прослушивания музыкальных записей в мультиканальном режиме установили четыре классических колонки Hi-Fi-класса, громкоговоритель центрального канала и сабвуфер так, чтобы слушатель был равноудален от источников звука. Фактически основные колонки (фронт/тыл) заняли позиции ближе к углам помещения. Во-вторых, 5.1-схему достроили двумя парами громкоговорителей окружающего звучания из числа дипольных систем; причем их расположение на самом деле напомнило об оформлении кинозала.

Одна пара Surround Left/Right была за-креплена на боковых стенах (между основными колонками напольного типа), а вторая дипольная пара (Surround Back Left/Right) - позади слушателей на тыльной стене. Так выглядит расширенная 7.1-конфигурация. Заметим, что благодаря высокой устойчивости выходных каскадов усилителя основные тыловики и боковые дипольники подключаются параллельно (для этого их сопротивление должно быть не менее 8 Ом).

Таким образом, AV-усилитель Denon AVC-A1SE одновременно запитывает три пары тыловиков! Разумеется, ничто не мешает начать с 5-1 или с почти устоявшегося 7.1 (THX Surround EX)... Надо сказать, что музыкальные программы в 5.1 - режиме - все еще редкость (исключение составляют, пожалуй, CD-релизы с DTS-записью). Но никакие доводы не могли переубедить пас вернуться к привычным театральным схемам после просмотра фильма The Haunting (звук DTS ES-6.1) с девятью колонками и сабвуфером.

Что же в итоге? Если сам факт совместимости топ-модели AV-усилителя с "киношными" форматами DTS ES-6.1/Dolby Digital Surround EX-6.1 уже воспринимается чуть ли не как должное, если нас с вами почти не удивляет, что AV-усилитель Denon AVC-A1SE удовлетворяет всем требованиям Lucasfilm THX Ultra, если осознание доступности 7.1-конфигураций (THX Surround EX) лишь заставляет быстрее биться сердце, то предлагаемая фирменная концепция совмещения роскошного многоканалья с адекватным воспроизведением музыки в стереорежиме (CD, DVD-Audio, SACD) и с активацией дополнительных каналов, по идее, должна подвигнуть состоятельного меломана аудиофила на покупку. Не думаю, что по прочтении статьи вас "сдует" с дивана, чтобы поспешить в салон за ультрамоделью Denon AVC-A1SE: серьезная цена предполагает серьезное решение.