gototopgototop

Главное меню

Анонс

Главная Описание Результат инсталляции акустики Signat

Результат инсталляции акустики Signat

Конечно, оценивать особенности домашнего кинотеатра, выстроенного по оригинальной концепции "плоского" подхода, мы будем не по линейке, литражу или иным геометрическим параметрам. Объемный звук Dolby Digital измерить трудно, но услышать и понять звук относительно легко. Чему помогают фильмы, в которых к построению звуковой дорожки авторы отнеслись не по остаточному принципу.

 

Инсталляция домашнего кинотеатра на акустических системах Signat.

 

Но прежде - инсталляция (это "компьютерное" словечко давно прижилось в системах домашнего кинотеатра). Термин определенно несет смысловую нагрузку: найти место под многочисленное оборудование домашнего кинотеатра, соединить и настроить систему - это, знаете ли, процесс! Более того, одинаковых рецептов в этом деле просто нет. Как завязать домашний кинотеатр со стилем и конкретикой интерьерных решений? За "грамотную инсталляцию домашнего кинотеатра" берутся немногие.

Оформление домашнего кинотеатра

Спецы, например, могут открыто заявить, мол, надо было думать еще на этапе проектирования помещения... И в принципе с этим трудно не согласиться. Но здравый смысл и реальное понимание проблематики - хорошее подспорье для принятия самостоятельных решений. Какие же рекомендации могут сработать при построении "объема из плоскости"? Некоторый бонус мы с вами как установщики получаем от плоских тыловиков.

Парадоксально, но факт: акустика Signat STS2000 обладает низкой направленностью. Это обстоятельство позволяет закрепить тыловики за спиной зрителей, даже если в вашей комнате прослушивания уютный диван придвинут прямо к стене. Желательно, чтобы между колоночками было не больше 3,5-4 метров, и они находились выше голов слушателей приблизительно на 0,5 метра.

Центральное положение плоского экрана не обсуждается, но как "обвешать" далеко не плоский ящик телевизора фронтальной акустикой (левый/правый фронт и центральный громкоговоритель)? Как вариант упомянем специализированную AV-мебель, которая находит спрос у состоятельных создателей инсталляции домашнего кинотеатра (речь о своеобразных "стенках" с нишами, полками и консолями для аппаратуры и акустики). Чаще "квартирный вопрос" заставляет использовать две противоположные стены комнаты в качестве тыла и "задника" сцены. Ясно, что глубокий корпус TV в бетон или кирпич не утопишь, поэтому между плоскостью экрана и звучащей стеной априори остается 0,5-0,7 метра.

Чтобы звук акустики Signat не затенялся корпусом "ящика", надо правильно подобрать стереобазу (2,5-3 м) и монтажные высоту. Хорошо, если есть возможность поставить TV на низкую тумбу (0,4-0,5 м), а акустику закрепить так, чтобы оси ВЧ-динамиков трех передних громкоговорителей находились на одной линии чуть выше телевизора. При этом головы сидящих напротив кинозрителей и твитеры фронтальной акустики должны находиться в горизонтальной плоскости. В нашем случае она проходит где-то на высоте 1,0-1,5 метра от пола.

Домашний кинотеатр вдоль стены

Осталось подыскать место для сабвуфера System Audio SubElectro 100. Часто можно слышать физически обоснованные предложения - ставьте басовик в любом месте комнаты, избегая разве что углов. Мол, длины волн НЧ-звука превышают размеры типичных помещений, направленности у сабвуфера нет и т. п., и т. д. Но на практике опытные киноманы довольно легко "засекают координаты" взрывов-выстрелов. Может быть, работающий басовик надо тщательнее маскировать?

На наш взгляд, многоканальный звук и картинка наиболее гармонично сочетаются с глубоким басом, если он исходит не с тыла или сбоку, а из передней полусферы. Чем хорош System Audio SubElectro 100? Во-первых, его разнонаправленные динамики отлично формируют диффузное поле (источник, даже если находится недалеко от слушателя, слабо локализуется им); во-вторых, небольшие габариты позволяют разместить сабвуфер в непосредственной близости от группы фронтальных громкоговорителей, например, рядом с TV.

Теперь настройка. Начать надо с совмещения AV-акустики Signat с басом активного сабвуфера. Запасемся терпением и 3-5-метровым стереокабелем с разъемами "тюльпан" (RCA). Подключить SubElectro 100 можно к линейному выходу ресивера (например, к выходу Таре) или прямо к стереовыходу DVD-плеера, где постоянно "сидят" полнодиапазонные сигналы фронтальных каналов. Помня, что приблизительно со 150 Гц Signat STS1000 начинает стремительно терять низкие частоты, на сабвуфере выставляем такую же по верху границу фильтрации. Однако это - только первый шаг в методе "последовательных приближений".

Дело в том, что темпы спада АЧХ у сабвуфера и акустики - разные. К тому же верхний бас (80-160 Гц) попадает в зону резонансов типичных помещений. Поэтому частоту стыка надо искать с учетом реакции комнаты на мощный бас. При воспроизведении характерного звукового фрагмента на высокой громкости попробуйте регулятором фильтра сабвуфера сдвинуть частоту чуть ниже, на слух контролируя отсутствие навязчивого гудения. Мы, например, остановились на отметке 120 Гц. Заметим, что для кино точность басовой подстройки не так критична, как для прослушивания музыкальных программ.

Чтобы правильно отрегулировать громкость AV-акустики по тест-сигналу ("розовый" шум генерируется AV-ресивером), надо на слух выставить приблизительно одинаковый уровень, находясь на самом лучшем зрительском месте (Sweet Spot). После этого мы, например, сочли возможным добавить еще 2-3 дБ тыловикам и столько же отнять от "центра". При таком раскладе тыловые эффекты и фронтальная панорама приобрели масштаб и определенность как в Dolby Pro Logic (DPL), так и в Dolby Digital AC-3.

Чуть сложнее оказалось с выбором задержки центрального канала в режиме АС-3 Если для тылового сигнала в DPL задержку, равную 20 миллисекундам, можно не менять, то для Dolby Digital величину контролируемого запаздывания "центра" обычно определяют расчетом. Поскольку "центр" и "фронт" в нашей расстановке находятся не на дуге, как принято стандартом, а на прямой линии, правильная компенсация плоской геометрии достигается добавлением "центру" 1-5 миллисекунд. Выставив задержку в 2 мс, мы получили вполне гладкую картину на фронте.

После детальной подготовки все любимые тестовые фрагменты из утонченной "Игры" и из отчаянной "Схватки" можно было смело причислять к классике домашнего кинозвука. Чем отличается только что приобретенный автомобиль от машины, которая уже прошла грамотную обкатку? Так и здесь - ограничения, которые объективно присутствуют в звучании нашей системы, безусловно, никуда не исчезли, но зато все достоинства (не забывайте про исходно заданный стиль!) заиграли всеми гранями.

Аккуратный бас плотно окутывал весь объем комнаты, а острый звук сателлитов пронизывал окружающее пространство, фантастически раздвигая реальность стен. Объем дышал и преображался, приобретал немыслимые очертания. Казалось, что не звук помещается в комнате, послушно отражаясь от стен, пола, потолка, а сама комната по команде трансформирует свою форму от сцены к сцене... Как бы там ни было, но результат нам понравился, в первую очередь, ясной детальностью звуковых эффектов. Объемности ему не занимать.